• Главная
  • Журнал Оркестр
  • Выпущенные журналы

Российские оркестровые ассамблеи

Мероприятия, стимулирующие учебно-воспитательный процесс в  подготовке молодых специалистов и повышению профессиональной квалификации специалистов оркестрово-ансамблевой деятельности

Оркестрово-ансамблевое исполнительство для всех соответствующих специальностей (струнные, духовые, народные инструменты), является основным видом их профессиональной деятельности, оно востребовано обществом и вносит весомый вклад в культуру нашего народа. Концерты оркестровых коллективов с участием солистов, хоров, хореографии, элементов театрализации, участие в праздниках и торжественных акциях, широко распространяются и вливаются в одно из важных эстетических направлений, как культура для масс. Яркие, зрелищные, высокопрофессиональные концертные программы творческих коллективов, не оставляют равнодушных слушателей среди разных слоёв населения.

С утратой массового любительского творчества, востребованность в этих коллективах и звучание живой музыки, необычайно возросла. Это подтверждается тем, что в городах и даже сёлах на профессиональной основе из  средств местных администраций и развивающихся предприятий, сегодня создаются творческие музыкальные ансамбли и оркестры. Как правило, организаторами  коллективов являются настоящие энтузиасты, преданные своему профессиональному делу руководители оркестров, военные дирижёры или преподаватели оркестровых классов. Учитывая современные требования к профессиональному искусству, сегодня недостаточно только творческих порывов, нужны соответствующие подготовленные кадры, как среди оркестрантов и  дирижёров, так и среди художественных руководителей, владеющих современным маркетингом, другими организаторскими качествами. Эти задачи естественно должны выполнять специальные учебные заведения сферы  культуры и искусств, ориентируя учебный план в данном направлении.     Одним из важных разделов в этой работе, являются мероприятия, стимулирующие подготовку кадров в данном искусстве. Ими являются семинары, творческие лаборатории, мастер классы, конференции, ФПК, конкурсы и фестивали, которые проводят методические центры и соответствующие учебные заведения.

Современный разнообразный пласт зарубежного фестивального движения, который с каждым годом расширяется и насыщается. Разновидность, формы проведения, составы участников и программы с каждым новым проведением варьируются и наполняются на основе лучшего, что было прежде. Таким образом, повторения не бывает, так как рождаются новые звезды или новые сочинения, открытия в области науки, методики или практики, создан новый удачный вариант духового инструмента или аксессуара к нему, выпущена новая нотная или звуковая продукция. Всё здесь должно соответствовать духу времени и современным требованиям  к данному искусству. Как на каждом фестивале для любого его участника здесь есть чему поучиться, вне зависимости от профессионального уровня или возраста, так и разновидность их проведения на любое желание и вкус. Календарь форумов настолько насыщен, что порой кажется, нет такой необходимости, но на самом деле каждый из них несёт свою очередную пользу на современном этапе. Оперативная информация через Интернет, эффективная реклама, даёт возможность выбора для любого направления и желания участников. Активное или пассивное участие в качестве слушателя  обогащает всех присутствующих, вызывает интерес и желание приехать сюда ещё раз, что и делают наши зарубежные коллеги. Часто приходится наблюдать, как рядом с убелённым сединой педагогом, стоит совсем ёщё юный музыкант, и оба они приехали сюда из разных уголков земного шара, чтобы узнать для себя полезное и нужное. Готовятся к ним серьёзно за несколько лет вперёд (порой красочные информационные буклеты с участниками предстоящей конференции или семинара выпущены за три или четыре года до их проведения).

Конкурсно-фестивальное движение в России набирает силу и становится неотъемлемой частью в подготовке и становлении молодых оркестровых музыкантов. Проведение очередного учебного концерта или участие в конкурсе, обязывает участника серьёзно готовиться и на высоком профессиональном уровне в них выступать. Ещё более ответственнее, с предельной концентрацией сил ведётся подготовка и участие в подобных мероприятиях регионального, республиканского и тем более международного уровня. Как и в спортивных соревнованиях на конкурсах и фестивалях любого статуса, выявляется лучшее и определяются критерии на которых  основывается будущая работа.

Московский государственный университет культуры и искусств, своевременно отреагировал на актуальные задачи по развитию отечественного оркестрово-ансамблевого исполнительства, открытием дирижёрско-оркестрового факультета, основной задачей которого является подготовка высококвалифицированных руководителей-дирижёров и оркестровых исполнителей. Профессорско-преподавательский состав оркестровых кафедр целенаправленно ведёт работу по организации творческой деятельности оркестровых коллективов в различных городах России, проводит научно-практические конференции, другие профессиональных мероприятия.

В настоящее время разработана и совершенствуется программа проведения Российских оркестровых ассамблей, где участвуют преподаватели и студенты оркестровых кафедр. Российские оркестровые ассамблеи состоят из  теоретической и практической работы. В теоретической части ассамблей проходят научно-практические конференции на актуальные темы оркестрово-ансамблевого исполнительства, семинары, презентации новых сочинений для оркестров и ансамблей, организационные совещания. Практический раздел состоит из концертных выступлений лучших оркестровых коллективов, и ансамблей России, мастер классов и творческих лабораторий с участием зарубежных исполнителей и дирижёров; конкурса молодых дирижёров среди студентов средних и высших учебных заведений; конкурсов ансамблей и оркестров; авторских концертов композиторов, юбилейных вечеров ведущих исполнителей. В дни ассамблей проходит выставка-продажа музыкальных инструментов и аксессуаров, современной нотно-методической литературы и аудиозвукозаписей. Материалы научно-методических докладов, тезисов, выступлений участников публикуются в научных сборниках университета. По завершению работы ассамблей, участникам выдаются удостоверения о краткосрочном повышении профессиональной квалификации.

Для преподавателей, руководителей и дирижёров творческих коллективов, студентов, этот форум  помогает ориентироваться в современных условиях, делиться своим опытом, получать необходимую информацию и практическую помощь для своей дальнейшей  профессиональной  деятельности.    Исполнительские, дирижёрские, оркестрово-ансамблевые конкурсы среди студентов, активизируют и стимулируют  их профессиональную подготовку.    Концертные программы,  темы научно-практических конференций и семинаров ежегодно варьируются и включаются в ассамблеи с учётом интересов всех оркестровых специальностей.

Одним из главных направлений работы ассамблей, является знакомство российских музыкантов с зарубежным опытом оркестрово-ансамблевого исполнительства. В связи с этим  для участия в ассамблеях приглашаются известные зарубежные композиторы, исполнители, дирижёры, ансамбли и оркестры. Совместно с ними, проводятся организационные совещания по формированию российских отделений от международных профессиональных ассоциаций для дальнейшей совместной работы. Оркестровые ассамблеи на оркестровых кафедрах становятся традиционными ежегодными форумами, где демонстрируется профессиональный уровень подготовки будущих специалистов, определяются задачи на перспективу, совершенствуется методика и практика оркестрово-ансамблевого исполнительства.

Полезными для студентов становятся творческие встречи и мастер класс зарубежных специалистов, на которых они знакомятся с современным состоянием дел по данной области в развитых странах, методикой ведения коллективных занятий оркестра или ансамбля. К примеру в 2003-2012 годах выступили дирижёры Мери Эн Крейг, Денис Фишер, Маркус Нойман, Джон Стенли, Ховард Миккер, Бёрч Браунинг, Брайн Уилъсон, Карл Аткинс (США), Тим Рейниш, Ян Даррингтон (Великобритания), Кэнон Хуанг (Тайвань) Глен Прайс (Канада, президент WASBE), Йозеф Чикота (Венгрия, президент Венгерской и Восточно-Европейской ассоциации WASBE); Янис Пуриньш (Латвия, президент Балтийской ассоциации WASBE), Леон Блай (Германия, президент WASBE); трубачи Валерий Пономарёв (США), Е Шу Хан (Тайвань); саксофонист Джон Перрин (США); тубисты: Роджер Бобо (Швейцария), Велвет Браун, Гари Бёрд (США), Джон Гриффитс (Канада); эофонисты Пол Неимисто (США), Юкка Миллис (Финляндия), Мак Доннальд (Новая Зеландия); композиторы Ден Ригер (США), Фр. Чибулко (Чехия).

В течении пяти, насыщенных дней ассамблей, включаются мероприятия, которые проходят в различных учебных заведениях  и залах Москвы, тем самым дают возможность участникам знакомиться  с разными подходами решения актуальных вопросов и профессионального уровня исполнительства. 

*См. приложения одиннадцати Российских оркестровых ассамблей (2003-2012 годов).

Скачать договор на подписку в формате Word

Скачать и распечатать счет на годовую подписку

Скачать образец договора на рекламу

Скачать счёт на рекламу

Подпишитесь на новостные рассылки

Понравился сайт? Расскажи друзьям: